Главная Новости Важные изменения в Федеральных законах

Важные изменения в Федеральных законах

Что изменилось

До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. С 1 марта 2022 года вступил в силу ФЗ от 02.07.2021 № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь фермеры смогут строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения».

Однако есть ряд ограничений: построить можно только один жилой дом, который не должен превышать трех этажей, общей площадью не более 500 квадратных метров. Участок под домом должен занимать не более 0,25 % площади всего земельного участка. Кроме того, дом, построенный фермером, остается в составе имущества крестьянского фермерского хозяйства.

Закон коснется только официально зарегистрированных видов предпринимательства, которые осуществляют деятельность на своих землях сельскохозяйственного назначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств.

Владельцы домов, уже построенных на землях крестьянско-фермерского хозяйства, но не зарегистрированных как жилые, могут поставить их на кадастровый учет и оформить право собственности, но при соблюдении всех вышеназванных условий.

Что изменится

С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Гражданам и крестьянским фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще. При этом права арендаторов будут ограничены, а органам местного самоуправления предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов.

Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду.

С 1 января 2023 года для арендаторов муниципальных участков сельскохозяйственного назначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:

  • сдавать арендованный участок в субаренду;
  • передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
  • использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2023 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.

Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу. Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке. Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст. 22 ЗК).

Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов

В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов. В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена. Органы местного самоуправления получат право предоставлять в аренду участки из земель сельскохозяйственного назначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Договор аренды можно будет заключить срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.

Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Рассматривать заявления о предоставлении земли будут в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.

Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов

Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2023 года к ним добавятся еще два.

Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2023 года

  • Участок уже предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
  • Участок образован в результате раздела другого участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
  • На участке расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципальному образованию.
  • Участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.
  • Участок зарезервирован для муниципальных нужд.
  • Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории.
  • Участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о ее комплексном развитии. Или участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен такой договор.
  • Участок выставлен на аукцион, извещение о проведении, которого уже размещено.
  • Поступило заявление о проведении аукциона по продаже участка или на право его арендовать.
  • Опубликовано извещение о предоставлении участка для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или КФХ.
  • Разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, которые указаны в заявлении.
  • Участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Установленные ограничения не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями.
  • Участок не включен в утвержденный Правительством перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд. Заявитель просит предоставить участок из этого перечня (п. 10 ч. 2 ст. 39.10 ЗК).
  • Участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
  • Участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной.
  • Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
  • Вид разрешенного использования данного участка не установлен.
  • Участок не отнесен к определенной категории земель.
  • Предоставление участка было предварительно согласовано, срок действия решения не истек.
  • Участок изъят для муниципальных нужд. Указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят.
  • Необходимо уточнить границы земельного участка.
  • Площадь участка более чем на 10 процентов превышает указанную в схеме его расположения, проекте межевания территории или проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован.
  • Участок включен в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства.

Новое с 1 марта 2023 года

1. Площадь участка, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует установленным законом субъекта РФ предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности

2. Участок уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее.

Будут по-новому определять земельные доли

С 1 марта 2023 года органы местного самоуправления должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельскохозяйственного назначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.

Новый порядок упростит выдел земельных участков в счет долей. Станет проще принимать решения о подсчете голосов при проведении общего собрания участников долевой собственности и исчислять земельный налог, который должны уплатить правообладатели долей.

На заметку: Что изменится с 1 марта 2025 года

С 1 марта 2025 года изменятся правила для органов местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов, которые должны будут перевести размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в простую правильную дробь. Например, в случае, если к тому времени этого не сделают участники общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Орган местного самоуправления должен будет своим решением утвердить результаты определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок. А затем подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН.

Новые Правила предоставления мер государственной поддержки для производителей овощей и картофеля

С 1 января 2023 года вступают в силу Правила предоставления мер государственной поддержки для производителей овощей и картофеля.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № 695 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», все существующие меры государственной поддержки производства картофеля и овощей вынесены в отдельные Правила к государственной программе.

Из особенностей:

  •  добавлена возможность предоставления государственной поддержки ЛПХ, занимающихся выращиванием данных культур;
  •  возможность авансирования всех категорий получателей государственной поддержки.

В настоящее время сельхозпредприятиям, выращивающим овощи и картофель, предоставляются следующие виды государственной поддержки:

  • на 1 га овощных культур открытого грунта и картофеля;
  • на 1 тонну прироста овощных культур открытого грунта;
  • на 1 тонну овощных культур закрытого грунта по технологии «светокультура»;
  • на приобретение элитных семян картофеля и овощных культур;
  • возмещение затрат за энергоресурсы тепличным хозяйствам (за счет областных денег).

Пункт 4 правил

Средства предоставляются:

а) сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв – по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой картофелем и овощными культурами открытого грунта;

б) сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов):

  • на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку элитного семеноводства – по ставке на 1 тонну элитных семян картофеля и (или) овощных культур, включая гибриды овощных культур;
  • на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на производство овощей защищенного грунта, произведенных с применением технологии досвечивания, – по ставке на 1 тонну произведенных овощей защищенного грунта собственного производства;
  • на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта – по ставке на 1 тонну произведенных картофеля и овощей открытого грунта;

в) гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»:

  • на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку элитного семеноводства – по ставке на 1 гектар посевной площади, засеянной элитными семенами картофеля и овощных культур, включая гибриды овощных культур;
  • на финансовое обеспечение (возмещение части затрат) на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта – по ставке на 1 тонну реализованных картофеля и овощей открытого грунта;

г) сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию хранилищ, на финансовое обеспечение (возмещение) части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию хранилищ по инвестиционным проектам, отобранным в соответствии с порядком, указанным в пункте 5 настоящих Правил, за исключением затрат, на возмещение которых предоставлены средства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса», – в 2024 году и в последующие годы.

Пункт 7 правил

Средства предоставляются получателям средств:

а) по направлению, указанному в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ получателями средств использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют для овощных культур ГОСТ 32592-2013, ГОСТ Р 30106-94, для картофеля – ГОСТ 33996-2016;

б) по направлению, указанному в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящих Правил, с учетом следующих условий:

  • внесение удобрений, используемых при производстве картофеля и овощей открытого и закрытого грунта, в объеме, установленном уполномоченным органом;
  • использование семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при условии, что сортовые и посевные качества таких семян и посадочного материала соответствуют для овощных культур ГОСТ 32592-2013, ГОСТ Р 30106-94, для картофеля – ГОСТ 33996-2016;

в) по направлениям, указанным в подпункте «в» пункта 4 настоящих Правил, с учетом следующих условий:

  • применение налогового режима должно подтверждаться справкой о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
  • гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство и применяющий специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», должен:

– представить выписку из похозяйственной книги, подтверждающую ведение производственной деятельности не менее чем в течение 12 месяцев, предшествующих году предоставления субсидии;

– подтвердить затраты на производство картофеля и овощей открытого грунта (представить договоры купли-продажи, товарные накладные, платежные документы, расписки в получении денежных средств (в случае заключения договоров с физическими лицами), универсальные передаточные документы, акты приема-передачи, акты о приемке выполненных работ (оказании услуг), товарные чеки, выписки из банка и иные документы, подтверждающие факт оплаты приобретения основных средств или расходных материалов, использованных при производстве продукции, на которую предоставляется субсидия);

г) по направлению, указанному в подпункте «г» пункта 4 настоящих Правил, с учетом следующих условий:

  • если создание и (или) модернизация хранилищ начаты не ранее чем за 3 года до начала предоставления субсидии и хранилища введены в эксплуатацию не позднее 31 декабря года предоставления субсидии (требование к сроку начала создания и (или) модернизации хранилищ не распространяется в течение 3 лет со дня подачи заявки на участие в отборе в отношении хранилищ по инвестиционным проектам, которые отобраны комиссией, но субсидия по которым не предоставлена в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год на создание и (или) модернизацию хранилищ);
  • средства из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение получателям средств части прямых понесенных затрат не могут служить источником финансового обеспечения расходов, связанных с разработкой проектной документации и проведением инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проведением проверки достоверности определения сметной стоимости хранилищ;
  • доля средств в общем размере прямых понесенных затрат составляет в отношении хранилищ 25 процентов фактической стоимости хранилища (но не выше предельной стоимости хранилища, определяемой исходя из предельного значения стоимости единицы мощности хранилища, устанавливаемого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации).

Подтверждением факта ввода в эксплуатацию хранилища является наличие разрешения на ввод хранилища в эксплуатацию.